Основные принципы группы (картина мира, эстетические принципы, принципы поэтики).
1. Форма и содержание.
В поэзии есть только форма; форма и является содержанием. Форма не есть средство выразить что-либо. Наоборот, содержание - это только удобный предлог для того, чтобы создать форму, форма же есть самоцель. Поэзия существует для поэзии и в ней форма для формы. Поэзия есть искусство сочетания слов.
Форме придали значение самоцелевого, главного элемента поэтического произведения. Таким образом футуристическая формула : «форма > содержания». Два основных элемента формы : ритм стиха и концевое созвучие.
Конечно, нельзя связывать творчество поэта, принуждая его писать на определенные сюжеты. Но вполне резонно футуристы говорят: «Мы будем говорить о том, что мы знаем, а не о том, чего мы не знаем, или знаем понаслышке и из книг. Для нас спокойная природа далека. Она почти фикция. Мы жители города, и нам ближе, знакомее город с его небоскребами, чем посевы, озимя».
2. Слово.
Слово не есть только сумма звуков, заключенных в нем. Звук есть единый, но не единственный элемент слова. Каждое слово имеет свой корень, свою историю и возбуждает в человеческих умах множество неуловимых, но для всех людей приблизительно одинаковых ассоциаций. Эти ассоциации индивидуализируют слово. «Каждое слово имеет свой запах».
И вот задачу поэта составляет комбинирование не слов-звуков, а слов-запахов.
3. Сюжет.
Сюжет является фоном, иногда необходимым для сочетания слов-запахов.
4.Ритм и метр.
Что касается ритма и метра стиха, то их взаимоотношение было с исчерпывающей точностью определено символистами. Футуристы добавили только, что «метр - это известный правильный ритм, вошедший в моду». Всякий метр предполагает некоторую правильность, слегка нарушаемую ритмом. Понятно, что при введении в поэзию неровного темпа жизни футуристы предпочитают пользоваться ритмическим стихом.
5. Концевые звучания.
И вот футуристы пробуют по-новому использовать составную рифму. Недостатком ее было то, что второе слово, иногда поэтически важное, оставалось без ударения. Этот дефект был исправлен переносом второго слова в следующую строку.
В руке у него фиалки,
А в другой перочинный ножик.
Он смеяться устал,
Кивая зигзагом ножек.
Были и другие исхищрения: пропуск слогов (мертв -чертов), добавление слога (кабинете - встретите), перестановка согласных (вуалетка - проспекта).
Но все же это был последний флирт с рифмой. Рождается ассонанс как переходная стадия к диссонансу.
6. Ассонирующие слова - это такие, в которых при одинаковой комбинации одинаковых гласных - согласные не равны (вечера - нечего).
7. Диссонирующими словами будут такие, в которых при одинаковой комбинации одинаковых согласных гласные не равны (фокс - клякс)...
... А я люблю только гул проспекта,
Только рев моторов, презираю тишь...
И кружатся в строфах, забывши такты,
Фонари, небоскребы и столбы афиш!
В. Шершеневич.
8. Современность языка.
Есть еще один пункт в программе футуристов, о котором нельзя умолчать. Это требование современности языка. Итак, выкинуть слова ультраславянского запаха, уже давно замененные новыми, более меткими и современными, ввести необходимые неологизмы и таким образом сблизить поэзный словарь с современным разговором - вот цель футуризма в области языка.Основные принципы группы (картина мира, эстетические принципы, принципы поэтики).
1. Форма и содержание.
В поэзии есть только форма; форма и является содержанием. Форма не есть средство выразить что-либо. Наоборот, содержание - это только удобный предлог для того, чтобы создать...Смотреть еще
Отличительной особенностью «Мезонина поэзии» было участие в его изданиях поэтесс. Среди кубофутуристов выступала Елена Гуро и ее сестра Екатерина Низен, в издательстве «Лирика» печатались Вера Станевич, в сборнике «Руконог» публиковалась Е. Кузьмина-Караваева. Безусловным уважением была окружена Елена Гуро.
«Мезонин поэзии» образовали московские эгофутуристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф), К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев.
Группа существовала лишьвтечение 1913 г., в издательстве «Мезонин поэзии» вышло всего три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия».
Вдохновителем и художественным оформителем этих выпусков был поэт и художник Л. Зак, написавший программные статьи «Увертюра» и «Перчатка кубофутуристам».
Основным автором «Мезонина» был В. Шершеневич. Участники группы подчеркивали свое родство с петербургскими эгофутуристами, печатались в их изданиях, предоставляли страницы своих альманахов И. Северянину. К. Большаков, кроме поэтической деятельности, занимался прозой (роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова»«Мезонин поэзии» образовали московские эгофутуристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф), К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев.
Группа существовала лишьвтечение 1913 г., в издательстве «Мезонин поэзии» вышло всего три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий з...Смотреть еще