Социальная сеть литературных героев
ru

Группы

"Мезонин поэзии"

"Мезонин поэзии"

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

(ОСНОВЫ ФУТУРИЗМА)

Увы! Пустынно на опушке 

Олимпа газовых лесов... 

Для нас Державиным стал Пушкин. -

Нам надо новых голосов!

Игорь Северянин.

  • Создать
  • Информация

Участники группы

Новостная лента

  • Вадим Шершеневич
    Вадим Шершеневич присоединился к группе
    "Мезонин поэзии"
    "Мезонин поэзии"
    РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (ОСНОВЫ ФУТУРИЗМА) Увы! Пустынно на опушке  Олимпа газовых лесов...  Для нас Державиным стал Пушкин. - ...
  • Вадим Шершеневич
  • Сергей Третьяков
    Основные принципы группы (картина мира, эстетические принципы, принципы поэтики).

    1. Форма и содержание.
    В поэзии есть только форма; форма и является содержанием. Форма не есть средство выразить что-либо. Наоборот, содержание - это только удобный предлог для того, чтобы создать форму, форма же есть самоцель. Поэзия существует для поэзии и в ней форма для формы. Поэзия есть искусство сочетания слов.
    Форме придали значение самоцелевого, главного элемента поэтического произведения. Таким образом футуристическая формула : «форма > содержания». Два основных элемента формы : ритм стиха и концевое созвучие.
    Конечно, нельзя связывать творчество поэта, принуждая его писать на определенные сюжеты. Но вполне резонно футуристы говорят: «Мы будем говорить о том, что мы знаем, а не о том, чего мы не знаем, или знаем понаслышке и из книг. Для нас спокойная природа далека. Она почти фикция. Мы жители города, и нам ближе, знакомее город с его небоскребами, чем посевы, озимя».

    2. Слово.
    Слово не есть только сумма звуков, заключенных в нем. Звук есть единый, но не единственный элемент слова. Каждое слово имеет свой корень, свою историю и возбуждает в человеческих умах множество неуловимых, но для всех людей приблизительно одинаковых ассоциаций. Эти ассоциации индивидуализируют слово. «Каждое слово имеет свой запах».
    И вот задачу поэта составляет комбинирование не слов-звуков, а слов-запахов.

    3. Сюжет.
    Сюжет является фоном, иногда необходимым для сочетания слов-запахов.

    4.Ритм и метр.
    Что касается ритма и метра стиха, то их взаимоотношение было с исчерпывающей точностью определено символистами. Футуристы добавили только, что «метр - это известный правильный ритм, вошедший в моду». Всякий метр предполагает некоторую правильность, слегка нарушаемую ритмом. Понятно, что при введении в поэзию неровного темпа жизни футуристы предпочитают пользоваться ритмическим стихом.

    5. Концевые звучания.
    И вот футуристы пробуют по-новому использовать составную рифму. Недостатком ее было то, что второе слово, иногда поэтически важное, оставалось без ударения. Этот дефект был исправлен переносом второго слова в следующую строку.

    В руке у него фиалки,
    А в другой перочинный ножик.
    Он смеяться устал,
    Кивая зигзагом ножек.

    Были и другие исхищрения: пропуск слогов (мертв -чертов), добавление слога (кабинете - встретите), перестановка согласных (вуалетка - проспекта).
    Но все же это был последний флирт с рифмой. Рождается ассонанс как переходная стадия к диссонансу.

    6. Ассонирующие слова - это такие, в которых при одинаковой комбинации одинаковых гласных - согласные не равны (вечера - нечего).

    7. Диссонирующими словами будут такие, в которых при одинаковой комбинации одинаковых согласных гласные не равны (фокс - клякс)...
    ... А я люблю только гул проспекта,
    Только рев моторов, презираю тишь...
    И кружатся в строфах, забывши такты,
    Фонари, небоскребы и столбы афиш!
    В. Шершеневич.

    8. Современность языка.
    Есть еще один пункт в программе футуристов, о котором нельзя умолчать. Это требование современности языка. Итак, выкинуть слова ультраславянского запаха, уже давно замененные новыми, более меткими и современными, ввести необходимые неологизмы и таким образом сблизить поэзный словарь с современным разговором - вот цель футуризма в области языка.
    Основные принципы группы (картина мира, эстетические принципы, принципы поэтики).

    1. Форма и содержание.
    В поэзии есть только форма; форма и является содержанием. Форма не есть средство выразить что-либо. Наоборот, содержание - это только удобный предлог для того, чтобы создать...Смотреть еще
    Мар 27 '22
    0 1
    лайк
  • Сергей Третьяков
    «МЕЗОНИН ПОЭЗИИ» Сергей Третьяков Рюрик Ивнев Вадим Шершеневич Хрисанф - Лев (Леон) Васильевич Зак Константин Большаков
    Мар 27 '22
    0 1
    лайк
  • Сергей Третьяков
    Отличительной особенностью «Мезонина поэзии» было участие в его изданиях поэтесс. Среди кубофутуристов выступала Елена Гуро и ее сестра Екатерина Низен, в издательстве «Лирика» печатались Вера Станевич, в сборнике «Руконог» публиковалась Е. Кузьмина-Караваева. Безусловным уважением была окружена Елена Гуро.
  • Сергей Третьяков
    «Мезонин поэзии» образовали московские эгофутуристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф), К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев.

    Группа существовала лишьвтечение 1913 г., в издательстве «Мезонин поэзии» вышло всего три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия».

    Вдохновителем и художественным оформителем этих выпусков был поэт и художник Л. Зак, написавший программные статьи «Увертюра» и «Перчатка кубофутуристам».

    Основным автором «Мезонина» был В. Шершеневич. Участники группы подчеркивали свое родство с петербургскими эгофутуристами, печатались в их изданиях, предоставляли страницы своих альманахов И. Северянину. К. Большаков, кроме поэтической деятельности, занимался прозой (роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова»
    «Мезонин поэзии» образовали московские эгофутуристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф), К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев.

    Группа существовала лишьвтечение 1913 г., в издательстве «Мезонин поэзии» вышло всего три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий з...Смотреть еще
'':
effect_fade
effect_slide
Рейтинг:
Социальная сеть литературных героев